Биография Сарьяна, Армения (1921 – 1925)

Image result for Сарьян
Related image

 

По приглашению председателя Совета народных комиссаров Армении А.Мясникяна Сарьян переезжает с семьёй в Ереван на постоянное жительство. Здесь он организует Государственный музей археологии, этнографии и изобразительного искусства, принимает участие в создании Ереванского художественного училища и Товарищества работников изобразительного искусства. В 1922 году по эскизам Сарьяна были созданы герб и флаг Советской Армении. Собирательный образ возрождённой родины художник запечатлевает в эскизе для занавеса Первого драматического театра в Ереване.

Возвратившись к творчеству, Сарьян отныне стремится изобразить Армению в её осязаемом бытии. “Хочу показать миру, что этот скалистый клочок земли на склонах Арагаца действительно есть, – говорил Сарьян. – …Прошедший сквозь бури, неоднократно оскверняемый, но омытый кровью и освящённый верой, этот клочок нашей земли хранит на своей груди маленькую горсточку народа, народа трудолюбивого и талантливого”. (“Мартирос Сарьян”, с.86). Изменение творческой установки приводит к изменению метода работы, к обновлению стиля.

Совершая поездки в разные районы Армении, художник создаёт картины на пленэре, созерцая и как бы выхватывая у природы быстро меняющиеся под воздействием солнца соотношения красок. Желание передать реальную, вещно-предметную сторону природы и жизни народа приводит к быстрой, этюдной манере письма маслом. Словно кадр за кадром встают перед нами обожжённая солнцем долина (“Армения, этюд”), низкие глинобитные домики с плоскими крышами (“Ереван, этюд”), летний зной (“Арагац летом”) и приятная прохлада тенистых садов (“Дворик в Ереване”). Минуя импрессионистическую манеру письма, преображающую предмет в цветосветовую субстанцию, Сарьян стремился своеобразным живописующим рисунком, в котором сконцентрированы характерный цвет и линия формы, создать полнокровный образ в его материальной и объёмной целостности. Однако это не пассивное воспроизведение виденного, а умение силой активного воображения в одном остановленном кадре передать внутреннюю сущность реальной, развивающейся во времени и пространстве жизни.

В работах 1924 года вновь преобладает характерное для Сарьяна обобщение образа, воссоздающего картину мира, не ограниченного пределами данной страны, а активизирующего наше эмоциональное и интеллектуальное восприятие жизни в целом (“Ереван”, “Полдневная тишь”, “Пёстрый пейзаж”, “Портрет Е.Чаренца”). Свои новые работы Сарьян экспонирует на XIV Международной выставке (Биеналле ди Венеция). Его картины имеют огромный успех, репродуцируются.

Живший в ту пору в Италии армянский поэт Аветик Исаакян, впоследствии близкий друг Сарьяна, опубликовал в газете “Айреник” (Париж, 5 августа 1924 г.) статью, в которой оценил творчество художника как явление огромной исторической важности для развития армянской культуры. “Он подводит научную основу под нашу живопись,- писал поэт,- или точнее, пробуждает и развивает старое, так как элементы этого нового искусства живут в глубине веков нашей матери-родины”.

Итальянская пресса также высоко оценила искусство армянского мастера. “Картины Сарьяна являются ярким выражением такого сильного и самобытного темперамента, что не могут не произвести сильнейшего впечатления на зрителя. И краски его, и рисунок заслуживают большого внимания с точки зрения исканий современного искусства”, – писал итальянский критик Дж.Спровиери. (“Сарьян”, с. 9).
В 1925 году впервые за советские годы картины Сарьяна экспонировались в Москве, на выставке “Четыре искусства”. Работы армянского мастера были высоко оценены столичной прессой. Летом этого же года картины, оставшиеся после выставки 1914 года в Мальмё (Швеция), были переправлены И. Грабарём на выставку русского искусства в музей Лос-Анджелеса. В конце года Мартиросу Сарьяну было присвоено звание Народного художника Армении.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s